среда, 28 февраля 2018 г.

Виртуальная экспедиция по Бразилии: дни 31-58, регион СЕВЕР

См. также:
Стодневная виртуальная экспедиция по Бразилии
Виртуальная экспедиция по Бразилии: дни 2-14, регион ЮГ
Виртуальная экспедиция по Бразилии: дни 15-30, регион ЦЕНТРО-ЗАПАД


День 31-й (28.02.2018)

Около семи часов утра высаживаюсь на автовокзале молодого и быстро растущего города Жи-Парана (Ji-Paraná - RO). Он находится в самой середине штата Рондония и уже присвоил себе титул его сердца ("Cidade coração de Rondônia"). Статус муниципалитета  получил только в 1977-м году, а сейчас его население уже под 150 тыс. чел., что по меркам региона север уже характеризует мегаполис. Да и среднедушевой доход здесь приличный, уже появился аэропорт и открылись ежедневные рейсы из Куяба...

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

Из достопримечательностей там обнаружилась только делящая город на две части река Урупа (Rio Urupá) - приток притока притока Амазонки.

В 12:20 еду дальше всё на той же EUCATUR. И вот он сюрприз, даже стало понятно почему пока ещё не открылись авиарейсы в и столицу своего штата. Все 370 км дороги между двумя главными городами Рондонии уже удвоены, качество ее отличное, и за 6 часов докатил легко, причём по очень божескому тарифу.


День 32-й (02.03.2018)

Целый день в суперстратегической для этой экспедиции столице Рондонии. Город оказался не так уж плох, как его часто представляют в бразильской прессе - если не "самая худшая из столиц штатов", то уж "одна из худших" с гарантией. Но там есть и уютные площади, и дворечики, и современные торговые центры.

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

Отсюда собираюсь сделать короткую вылазку на запад, в Акре, по возращении из которой проследовать водным путём на северо-восток - в Амазонас. И река Мадейра ("Дерево"), по которой мне предстоит сплавляться 3-4 дня вот она рядом: 

 (фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

Суда на Манаус отправляются 3 раза в неделю, сегодня ушло одно, а следующее пойдёт послезавтра днём, точнее "от 12-ти до 18-ти, по завершении загрузки". Купил билет на него, и поездка в Акре и обратно теперь будет с использованием двух ночных автобусов подряд.

И снова EUCATUR, и ещё полтысячи километров пути, выехал в 22:15.


День 33-й (05.03.2018)

Прибыл в 7 утра и до позднего вечера знакомился со столицей несуществующего по мнению многих бразильцев штата Акре. Собственно говоря все три автобуса в обратном направлении ночные, хотя из Порту-Велью сюда один идет днем, так что до 22:30 гуляю по городу Риу-Бранку, что означает "Белая Река". Но река там совсем не белая, а кофейного цвета, и называется она Акре. И 22:30 нужно понимать по местному времени, здесь эксклюзивный часовой пояс, и в Порту-Велью будет уже на час больше (а в основной части Бразилии и на все 2 часа)

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

Река не такая уж и большая, но на ее берегах концентрируется почти вся культурная жизнь четырёхсоттысячного города, а мостов через неё в городе не меньше полдюжины. Самый центральный и самый новый предназначен только для пешеходов и стал сейчас главной достопримечательностью города.

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos) 

Он действительно хорош, и окружение у него соответствующее. А вечерняя подсветка и вовсе сказочная.

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

Второе место отдаю центральной площади с ее небольшим правительственным дворцом, именно там и провел последние часы этого дня до возвращения на автовокзал.

И снова ночной автобус EUCATUR, поставил галочки ещё одному штату и его столице, и теперь возвращаюсь к полноводной реке Мадейра, которая понесёт меня дальше


День 34-й (06.03.2018)

Вернулся в Порту-Велью около 8-ми утра, позавтракал на автовокзале, забрал основной рюкзачок из камеры хранения, и сразу двинул в порт – готовить материальную часть для 4 суток плавания до Манауса. На палубе корабля мне полагались только крючья для гамака, который ещё предстояло купить, так же как и дополнительные аксессуары для его крепежа и для сохранности багажа (верёвки, замочки и пр.).

Честно говоря, идея провести в гамаке большую следующих часть 4-х суток одиночного путешествия, да ещё и в малопредсказуемом, но наверняка шумном окружении, не очень меня привлекала. Хотя и знаю о позитивном опыте подобного рода как минимум двоих из моих знакомых российских путешественников и путешественниц, и даже уже пытался проводить учения со своим гамаком на веранде тропической дачи, но всё равно предпочел бы плыть в нормальной каюте, как принято на Волге. И мои мыслеобразы чудесным образом материализовались: в офисе транспортной компании вместо техданных гамака и прочего получил предложение доплатить ещё 50% цены билета и повысить класс обслуживания до делёжки тесной двухместной каютки с каким-то иностранцем.

Иностанец оказался неразговорчивым немцем моего возраста, довольно объёмным. А каютка действительно тесной, но приемлемой: двухэтажная кровать и небольшая полка для багажа за ней, узкий проход, и узкая дверь прямо на боковую палубу. Небольшое окошко-форточка прямо в двери, и плюс ещё пара крючьев для размещения в проходе третьего пассажира, в случае делёжки цены каюты на троих. Кстати, в таком формате «на троих» каждый платит как за пару крючьев на палубе, поэтому каюты раскупают довольно быстро, так что мне в этот раз свезло.

И вот уже под конец дня уходим из Порту-Велью вниз по реке Мадейра, мимо первого и единственного моста в ее среднем течении (длина почти километр, высота 35 м, открылся в 2014-м году).

 (фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

Экскурсии на общую палубу подтверждают правильность инвестиции в мини-каюту. Особенно когда вечером ближе к корме открылся бар и послышалась громкая музыка

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

В ближнем радиусе от столицы Рондонии встречалось довольно много судов, как крупнее нашего, так и мельче - все хоть в чём-то разные, и все достаточно колоритные.


День 35-й (07.03.2018)

Ночь прошла на удивление спокойно, после двух предыдущих в креслах автобусов вытянулся на верхней полке с превеликим удовольствием. Тяжеловесный попутчик неритмично храпел внизу, но средства индивидуальной защиты слуховой системы позволили нейтрализовать эту помеху, поэтому выспался как на Волге.

И это было очень кстати, поскольку рано утром нас ждала первая важная остановка: город Умаита (Humaitá). Хотя это уже штат Амазонас, сюда можно было запросто доехать из Порту-Велью и на автобусе – часа три по асфальтированной дороге. Остановка планировалась на 2 часа, но по факту растянулась почти до трех.

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

Город довольно большой – за 50 тыс. жителей. Он возник и окреп ещё в 19-м веке, во времена «первого каучукового бума», а сейчас его экономика достаточно диверсифицирована. Прибрежные площади и кварталы просторные и аккуратные. Довольно ощутимо присутствие большого военного гарнизона.

Отчаливаем... А вот теперь нас ждёт настоящая глушь, добро пожаловать в зелёную бесконечность Амазонии.

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

До конце дня было ещё несколько небольших остановок, у населённых пунктов совсем минимального формата. А главные впечатления оставили многопалубные передвижные конторы госслужб штата Амазонас, патрульные корабли бразильского ВМФ в своей постоянной миссии контроля за безопасностью движения (и попутного изъятия незарегистрированного оружия), и плавучие рынки, выполняющие также роль места тусовок для неплотного населения этих мест.


День 36-й (09.03.2018)

Второй полный день этого рейса вниз по реке Мадейра тоже был нескучным, хотя признаков отголосков цивилизации становилось всё меньше. Всё же было несколько остановок, а под вечер и самая долгая и памятная из них - у набережной города Маникорэ.

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

Там тоже было где прогуляться, а церковь даже посолиднее чем во вчерашнем Умаита. Мостами в этой местности и не пахнет, река Мадейра уже приняла ещё несколько больших притоков, и ширина почти повсеместно стала многокилометровой. Но тут хотя бы присутствует налаженная паромная переправа, так что это какой-никакой транспортный узел.

Как оказалось, город Маникорэ не уступает Умаита ни по численности населения (50-55 тыс.), ни по экономическим показателям. И ещё интереснее как по части спортивной рыбалки,  так и оборудованных пляжей, он может похвалиться даже и водопадами - не на самой реке Мадейра, на на ее притоке Маникорэ, давшем имя и городу.  Да и история его богаче: португальцы твёрдо закрепились на этом участке берега реки Мадейра ещё с начала 18-го века, хотя статус муниципалитета поселок получил только в 1878-м году.

Но больше всего запомнились местные арбузы. 

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

Арбузы буквально повсюду: разнообразных форм и расцветок, но все большие, некоторые просто нереально крупные. Титул "Terra da Melancia" ("Земля арбузов") отражает объективную реальность, во всяком случае в штате Амазонас это главный производитель большой зелёной ягоды с сочной красной начинкой.


День 37-й (25.06.2018)

Всё ещё вниз по реке Мадейра, в этот день было две приметных остановки. Сначала рано утром в Novo Aripuanã.

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

Этот небольшой городок с населением 20-25 тыс. чел. стал самостоятельным муниципалитетом только во второй половине 20-го века, но уже славится своим фольклорным фестивалем. Ежегодно он становится многолюдным, но всего на несколько дней, а в мирное время тих и спокоен. Расположен на высоком берегу реки Арипуана, где ее темные и прозрачные воды начинают смешиваться с мощным потоком реки Мадейра, напоминающей своим цветом кофе с молоком, и этот процесс можно наблюдать с городской набережной.

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

После этого знаменательного события плывем дальше, местное население по берегам реки почти не проявляется, но встречные суда или лодки изредка попадают в поле зрения. Всё зелено, небо серо-голубое, дожди местного значения гуляют по джунглям и пополняют уровень воды в и без того огромной реке.

И только под вечер появляются явные знаки скорого возвращения в цивилизованный мир: лодок и кораблей встречается всё больше, а потом приближается и оживлённый порт.

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

Это город Борба (Borba), он был основан ещё в середине 18-го века иезуитами, а сейчас известен не только своей солидной церковью Св. Антония и огромным монументом этого персонажа.

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

Население около 50 тыс. чел. а основное занятие их вовсе не рыболовство, а садоводство. Именно этим и объясняется такое скопление судов, отсюда до Манауса уже менее суток пути, и можно вывозить не только арбузы, как из Маникорэ, но и более ценные и нежные фрукты: папайю, маракуйю, цитрусовые, бананы и пр. И изрядная часть этой роскоши с причалов Манаусу прямиком идёт в аэропорт - для отгрузки в Европу.


День 38-й (26.06.2018)

Последний день этого затяжного рейса, и начинался он с последней промежуточной пристани - Nova Olinda do Norte. Как и три предыдущих она расположена на правом берегу реки Мадейра, почти повсеместно ощутимо более высоком. Название городка навеяло приятные воспоминания (Олинда - "О, Прекрасная!"), и он действительно назван в честь "Прекрасной", но пока похож на нее только названием. Был основан в середине 20-го века, после обнаружения здесь запасов нефти, но потом этот район добычи признали бесперспективным и законсервировали. Может быть - до поры, до времени. Стоянка была недолгой, речное сообщение с Манаусом здесь уже основательно дополнено автомобильным - по AM-254 (120 км).

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

Хотя это шоссе тоже как начинается с паромной переправы через реку Мадейра, так переправой и заканчивается, уже через собственно Амазонку. Точнее - через место образования этой суперреки в результате слияния Солимоэс и Риу-Негру, к которому ты тоже сейчас держим путь.

Ещё пару часов в нашем генеральном направлении северо-восток, и вот уже эта водная трасса заканчивается: река Мадейра впадает в Амазонку. Мы попадаем в ещё более обширное водное простанство и поворачиваем на запад, теперь уже против течения.

И только во второй половине дня приближаемся к самому пафосному месту, хотя признаки продолжающегося доперемешивания разноцветных вод начали появляться часом раньше.


Приятно вспомнить нашу целевую экскурсию к этому феномену в 2007-м году.


И эти берега Риу-Негру с нескончаемыми причалами.


Ну вот и пассажирский порт города Манаус. Сразу после высадки позвонил своему старому знакомому - хозяину надёжной турконторы, и договорился о встрече на следующее утро. Тема беседы - как попасть в нацпарк Жау, закрывающий для меня тему памятников ЮНЕСКО в Бразилии.


Но это будет завтра, а сегодня нужно заночевать в приличном месте, поэтому на знакомом мне с того самого 2007-го года городском автобусе отправляюсь в западный прибрежный район Ponta Negra - купаться в "Чёрной Реке".


День 39-й (28.06.2018)

Первым делом нужно было решить как попасть в национальный парк Жау, природный памятник Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Если не проникать внутрь по-серьёзному, то можно просто отметиться на его восточной границе прокатившись из Манауса по Риу-Негру до города Барселос (Barcelos AM) и обратно - около полутора суток в каждую сторону. Но мне хотелось большего, поэтому заказал однодневный обзорный тур на моторной лодке - из Novo Airão AM, до которого из Манауса 18 часов обычным судном. Отправление экскурсии только через 4 дня, поскольку заявки на посещения этого заповедника оформляются не менее чем за 48 часов до начала. Поэтому до её начала успею ещё и оприходовать соседний штат Рорайма, тупиковый на этом маршруте. До его столицы, г. Боа Виста, от Манауса всего 11 часов автобусом, и рейсы в основном ночные. Купил билет туда на сегодняшний вечер, а обратно на послезавтра.

И остаток дня посвятил продолжению повтора лучших моментов Манауса-2007.


Оперный театр и его окрестности миновать просто невозможно.


А вот открытый всем желающим зоопарк этой военной базы нужно ещё поискать, но он того стоит.

Но в Мануасе появилось и нечто новое: вчечатляющий мост через Риу-Негру, который только начинали строить во время нашего визита в 2007-м, он работает уже с 2011-го.

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

Длина 3,5 км, высота главной опоры 180 м - настоящее украшение города, открывшее путь к освоению правобережья и ближней части междуречья Риу-Негру и Солимоэс.

Вдоволь всем этим налюбовавшись, в 8 вечера выезжаю в северном направлении...


День 40-й (29.06.2018)

Утром высадился на автовокзале Боа-Виста и сразу купил билет ещё дальше - до границы Гаяны. До отправления было ещё почти час, успел и позавтракать, и посмотреть все другие автобусные расписания. Около 10 утра был уже в Бонфим (Bonfim), что переводится как "хороший конец". Но для меня это был не конец истории, а просто тот самый тупик. После совершенно неформального посещения смежного городка Lethem соседней страны (единственной англоязычной в Южной Америке), нужно было брать обратный курс на Манаус через Боа-Виста.

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

Больше всего запомнилась пограничная речка и новенький мост через неё. Оба городка Bonfim RR и Lethem (Guyana) совсем маленькие, и сами по себе вовсе не интересные, это просто небольшая зона свободной торговли. Даже не стал записывать себе в актив посещение ещё одной страны, этот счётчик мне неважен, и Гаяну оприходую в другой раз, когда побываю там всерьёз, в том числе и в столице. Но было полезно ознакомиться с ещё одним погранпереходом, так что эта коллекция пополнилась.

На ночлег отступил уже в столицу штата, на которую остаётся ещё один день.


День 41-й (03.07.2018)

Почти полный день в Боа-Виста, самой северной из столиц бразильских штатов (только она целиком находится в Северном Полушарии). И одной из самых маленьких, а потому и пригодных для небольшой передышки.

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

Все же нашлось и там несколько характерных памятников и других самобытных чёрточек. Да и речка солидная, есть даже пляжики.

И снова ночной автобус, возвращаюсь в Манаус рейсом отправляющимся в 20:30.


День 42-й (04.07.2018)

Утром прибыл в Манаус, и вскоре получил подтверждение экскурсии в нацпарк Жау на послезавтра. Значит, уже завтра нужно прибыть в Novo Airão, поэтому снова в порт.


В порту выяснилось, что суда на этой линии стали редкостью, после постройки моста туда больше ездят на автобусах и на маршрутках: асфальт дотянулся уже и до Нову-Айрау. Так что заночую ещё раз в Манаусе, и завтра поеду туда по новому шоссе. Сразу же купил билет на судно Манаус - Сантарем, отправляющееся в 12 ч. на следующий день после моей экскурсии по заповеднику.



Остаток дня и вечер провёл в центре Манауса. Закупил немного провизии на следующие три дня, и отправился спасть пораньше.


День 43-й (05.07.2018)

Утренний автобус проспал, вернее прозавтракал, а следующего было ждать долго. Но оно и к лучшему, как оказалось от моста через Риу-Негру ходят коллективные такси по тому же тарифу, только намного быстрее, отправление по наполнении. Так что в середине дня уже был в Нову-Айрау, заселился в поузаду, сообщил свои координаты организаторам завтрашней экскурсии, и начал знакомиться с местностью.

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

Городок совсем маленький (менее 20 тыс. жителей), но колоритный. Фирменные развлечения для туристов - кормление розовых длинноносых дельфинов - "ботов".  Есть и другие природные красоты, а также неплохая инфраструктура туризма. Рыбные рестораны высшей пробы, и недорого.


День 44-й (11.07.2018)

Целый день в крупнейшем национальном парке Бразилии! Да и на планете более нет ничего подобного по масштабам, если говорить о лесных заповедниках, а не о пустынях.

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

По ходу дела пришлось пожалеть о том, что не взял экскурсию хотя бы с одной ночёвкой на его территории, но пока и этого дня хватило: он стал лучшей страницей во всём этом виртуальном путешествии. Как оказалось, там есть и археологическая часть, с петроглифами примерно такого же возраста, как и в PN Serra da Capivara:

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

Но самое сильное впечатление оставили тёмные прозрачные воды южных притоков Риу-Негру, с обилием перекатов и с хорошими местами для купания:

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

Аллигаторов не было видно, только их более безобидные родственники проявлялись в воде и на суше, некоторых из них можно было спутать с цветками орхидей.

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

Видели и солидный набор млекопитающих приспособившихся к жизни в воде или у воды:

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

Всевозможные обезьяны и ленивцы разного калибра:

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

Ну и конечно же разнообразный птичий мир, как ярких цветов, так и со всевозможной маскировкой:

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

Это был последний на тот день из бразильских памятников ЮНЕСКО, в которых мне довелось побывать, список вырос до 21-го и пока закрыт. Но кто знает сколько их будет добавлено в ближайшие годы, для мотивации новых поездок это было бы кстати.


День 45-й (12.07.2018)

Ранний завтрак в "поузаде" и быстренько отправился на угол, с которого ходят коллективные такси в Манаус. Приехал около 10-ти, потом ещё около часа добирался до района порта и закупался в дорогу.


На этот раз не обошлось без гамака, право на крючья стоило вчетверо дешевле чем каюта, и пришлось соглашаться на народный способ ручной поездки. Гамак стоил всего 30 реалов, он мне ещё и после Сантарем пригодится. 

И вот уже пора занимать моё место на борту, плыть-то вниз по течению всего лишь 30 часов, так что одну ночь можно и в гамаке поболтаться.


На первых десятках километров от Манауса речное население довольно плотное.


А вот и интенсивная паромная переправа, значит снова приближается к слиянию двух мощных рек.


Это как раз здесь! Дальше плывём по стопроцентной Амазонке.


И на ней тоже живут люди.

Знакомый участок закончился у устья реки Мадейра, где перемешивание вод уже давно закончилось и от тёмного ингредиента прозрачной Риу-Негру не осталось и следа. Всё же показалось, что Мадейра добавила в это коктейль ещё больше светлых тонов и мути.

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

Под конец дня единственная короткая остановка - в довольно большом городе Итакоатиара (около ста тысяч жителей). Он находится на северном берегу реки и уже связан с Манаусом (и только с Манаусом)  асфальтированной дорогой.

А вскоре после продолжения пути наблюдаем красивый закат над просторами Амазонки.

Уже под утро была ещё и остановка в известном фольклорными фестивалями городе Паритинс, но мне удалось её благополучно проспать, как и многое другое.


День 46-й (13.07.2018)

Дремалось ещё очень хорошо, но окончательно меня и большинство пассажиров разбудил сигнал о готовности завтрака, и о том что через час его выдача прекращается. Половинка папайи великолепного качества, кружка крепкого кофе и французская булка с маргарином и сыром - всё это  за 10 реалов. Очень даже достойно и своевременно. после этой зарядки можно дальше болтаться в гамаке и поглядывать на зелёные берега и на встречные суда которых снова становится всё больше.

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

И вот уже вовсе не ранним утром новая остановка: Журути (Juruti - PA), а это значит что мы уже в штате Пара.

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

Журути это довольно старый город на южном берегу Амазонки, долгое время он был в стагнации. И только в последние годы здесь начался бум алюминиевой руды, и население выросло до полсотни тыс. чел.

Потом был комплексный обед за 13 реалов, а после него последняя промежуточная остановка - снова на северном берегу.

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

Это Обидос (ударение на первый слог - Óbidos - PA), самый настоящий исторический город Амазонии, в котором надо было бы задержаться подольше, но теперь уже в другой раз. Объявили стоянку на полчаса, и мне этого хватило чтобы прогуляться до центральной площади и обратно. Очень аутентичное место, не ожидал...

Ну а вот под конец дня нас уже ждут и причалы конечного пункта рейса - Сантарем был ранее мне знаком только из окна самолёта.


Третий крупнейший город на берегах Амазонки  (за 300 тыс. жителей) и её третий важнейший порт находится примерно посередине пути между мегаполисами Манаус и Белен - у устья широченной реки Тапажос, впадающей в Амазонку с юга. 

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

Вид города с реки и его набережные сразу же произвели более приятное впечатление чем та давняя аэрофотосъёмка.

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

Заселился на 2 суток в один из отелей прямо у набережной, и провел вечер в этой же части города, уже в темноте отступив в кондиционированное пространство большого торгового центра.


День 47-й (16.07.2018)

Заслуженный релакс волгаря: целый день на речных пляжах. И не просто на речных, а на лучших пресноводных пляжах Бразилии около посёлка Alter do Chão. Он находится на берегу реки Тапажос менее чем в 40 км к югу от центра города, автобусы туда и обратно ходят каждый час с раннего утра до полуночи. Был основан выходцами из одноимённого португальского городка ещё в 1626-м году, но только в 21-м веке стал более-менее известен.

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

Мне не очень понятно почему эти места называют "бразильскими Карибами", ведь на Карибах все пляжи морские. Но может быть сначала надо побывать и на Карибах тоже. Впрочем, если не пробовать воду на вкус...


Ширина Тапажос здесь под 20 км, плюс множество проток, песчаные косы, уютные заводи с прозрачной водой.


Очень приятно было вспомнить как впервые увидел всё это из самолёта снижавшегося к аэропорту Сантарен в том несравненном полёте Из Манауса в Белен, MAO-STM-BEL.
   

День 48-й (17.07.2018)

Нужно двигаться дальше, вниз по течению Амазонки, и суда отправляются ежедневно - как в столицу того же штата Пара город Белен, так и в Макапа, вернее в порт Сантана, примыкающий к этой столице штата Макапа с юга. Оба города мне уже давно знакомы, но вернуться туда будет приятно, особенно в Макапа, с которого по логике маршрута сейчас нужно начать обход дельты Амазонки. Расстояние примерно такое же, как уже преодолел по пути из Манауса, и ожидалось что продолжу "сплавляться" в том же ритме - с отплытием около полудня и прибытием к следующему вечеру.  Но специфика этой линии немного другая, и все суда отправляются около 18-ти часов. За исключением скоростного катамарана, который ходит как раз по вторникам и ушёл в 6 утра, он справляется с этим участком за 12-13 часов, но ни время отправления ни тариф меня не привлекли.  Поскольку хотелось ещё и отдать должное историческим ценностям Сантарем, так что устроил себе если не "день музеев", то почти полдня в этом духе.

 (фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

Ну а во второй половине дня старался уже держаться поближе к берегу, и на корабле разместиться за пару часов до отправления.

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

Ну вот уже и плывём! Прощальные взгляды на оживлённую акваторию порта Сантарем и на набережные  этого своеобразного города. Погода просто на удивление хорошая, хотя в Амазонии это может быть обманчивое впечатление.

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

Всё же до заката никаких грозовых сюрпризов, только тишь да гладь. А ночью стало ещё тише, и иногда чувствовалось, что корабль сбрасывает ход и подолгу дрейфует, а то и стоит на якоре.


День 49-й (18.07.2018)

Ещё один полный день в пути по Амазонке! Вероятно, уже последний в таком формате по ходу данной экспедиции. За весь день только одна полноформатная остановка, две другие должны были быть ещё ночью, но благополучно их проспал. А это уже город Алмейрим (Almeirim PA), на левом (северном) огромной реки.

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

За час стоянки было нереально добраться ни до развалин форта 1620-го года ни до окрестных водопадов. Так что из Алмейрим запомнились только новенькая набережная и огромная фабрика целлюлозы.

А по ходу дня было ещё с дюжину дрейфов и якорных стоянок во вроде бы безлюдных местах, объяснивших подобные замедления, которые ощутил прошлой ночью.

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

Это были пассажирообмены с маломерными судами разных категорий, возникавшим из невидимых проток в зарослях по берегам.

И ещё в низовьях Амазонки встречалось всё больше океанских сухогрузов, контейнеровозов, танкеров и пр.

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

А однажды повстречалась и целая флотилия кораблей ВМФ Бразилии.


День 50-й (20.07.2018)

Рано утром прибываем в Макапа, вернее, в порт Сантана находящийся немного южнее города. Первым делом нужно плотно позавтракать, питание на борту было так себе, да и на обед сегодня времени тоже не хочется терять. Теперь планы на следующий отрезок, в Белен. Плыть туда по протокам огромной дельты Амазонки примерно сутки, отправление в 9-10 утра. Значит, это уже послезавтра, на ностальгию по Макапа мне одного дня не хватит.

Теперь в город. Порт Сантана находится в Южном Полушарии, а основная часть Макапа в Северном. Поэтому сначала высаживаюсь из автобуса на самой окраине, у мемориального знака линии экватора. 

 (фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

По ходу необычной командировки 1997-го года бывал здесь много раз, есть что вспомнить.

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

Можно побалансировать немного на самой линии экватора, а потом зайти на денёк-другой в родное Северное Полушарие. По соседству есть и центральный стадион штата Амапа, где экватор проходит по центральной линии футбольного поля, но в этот раз меня туда не потянуло.

Через часок экваториального релакса снова в городской автобус, теперь уже по центрального терминала. Заселился в простенький отель на 2 суток, и пошёл разведывать те исторические здания, музеи и монументы Макапа, до которых во время той командировки время не дошло.

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

По ходу дела понял насколько сильно город изменился с той поры. Только под конец дня выбрался к набережной Амазонки с крепостью Сан-Жозе.

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

Но они у меня в планах на завтра, продолжение следует...


День 51-й (23.07.2018)

Заново переживаю лучшие моменты двухнедельной командировки 1997-го года в Макапа, а они в основном были связаны с прогулками по набережным Амазонки - в рабочие дни по  вечерам, а в выходные в более вольном формате. На этот раз зарезервировал на новый городской парк и на заметно расширенные и улучшенные набережные полный день 

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

Ну и конечно же хоть пару-тройку часов на главную жемчужину этого берега - крепость Сан-Жозе.

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

Это не только крупнейшее фортификационное сооружение колониальной поры в Латинской Америке, но также одно из немногих вообще никогда не задействованных ни в каких войнах, все погибшие там военнослужащие и строители объекта стали жертвами малярии, несчастных случаев и пр.

Ну а сейчас здесь и вовсе безопасно, особенно если прививка от жёлтой лихорадки не просрочена.


День 52-й (24.07.2018)

Плотный завтрак в отеле, закупка провианта в дорогу, и снова в порт Сантана - на городском автобусе того же маршрута, что и привёз меня оттуда двумя днями раньше. Линию экватора на этот раз почтил только взглядом из окна. А вот и порт, м.б. самый оживлённый в Амазонии, поскольку Макапа это единственная из столиц бразильских штатов вообще не связанная с другими  подобными никакими дорогами, ее зависимость от речного транспорта почти абсолютна.

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

Неподалёку от пассажирских причалов видны и внушительные терминалы, принимающие сухогрузы любой категории. Там отгружают на экспорт железную и марганцевую руду добываемую в глубинке штата и поступающую оттуда по специальной железной дороге.

Остаток дня и ночь провёл в пути по протокам дельты Амазонки. Это были заключительные сутки речной эпопеи в рамках данной экспедиции, с гамаком скоро можно будет распрощаться...


День 53-й (25.07.2018)

Около 9-ти утра прибываем в Белен. Похоже что прибрежная часть не очень изменилась, она и в 2007-м выглядела солидно.

После завтрака первым делом на почту, отправить заслуженный гамак на свой домашний адрес, он там ещё пригодится и будет навевать кое-какие воспоминания о речных маршрутах Амазонии.

Теперь прогулка вдоль берега, начиная с остатков ещё одной крепости и солидной коллекции пушек:


Дальше на восток уже виден знаменитый рынок, а за ним самый высокие небоскрёбы Амазонии (Манаус по этой части отдыхает).



Приятно снова окунуться в эту атмосферу  и понаблюдать за разгрузкой свежей рыбы.


Рыбка на зависть, но мне в одиночку такое не осилить, придётся обойтись какой-нибудь версией общепита, поближе к вечеру.


 Кстати, самый культовый общепит города Белен с начала этого века обосновался в старой части  грузового порта, образцово перепрофилированной. Желтые краны это теперь только окружающий рестораны антураж.


Ну а мне пора на автобус до главного автовокзала, вокруг него хороший выбор отелей  категории эконом и попроще.

Заселился на одни сутки, а потом купил билет на завтрашний вечерний автобус до города Палмас - последней столицы штата в регионе Север где мне предстоит побывать. Хотя есть столицы и поближе, Сан-Луис и Терезина, и путь через них выглядел логичнее поначалу, но это уже регион Северо-Восток, и в нём потом так или иначе где-то придётся делать сильные зигзаги.  Поэтом решил сначала закрыть до поры до времени тему Севера, может быть эта часть маршрута виртуальной экспедиции послужит потом проектом реальной поездки по этому региону - как раз в формате месячного отпуска.


День 54-й (26.07.2018)

Утром выехал из отеля, пристроим рюкзачок в камеру хранения на автовокзале, и отправился гулять по паркам и зелёным площадям города


Количество разнообразной живности обитающей в самых зелёных из кварталов центральной части города Белен впечатляет не меньше чем плоды манго чуть ли не на всех деревьях его улиц.


Самый крупный из жителей парков Белен это ламантин (по местному peixe-boi - "рыба-бык"), дальний родственник слонов, адаптировавшийся к жизни в пресных водах Амазонии.

Театр города Белен уступает знаменитому театру Манауса только в известности. И тоже предлагает как дневные экскурсии по своим залам, так и интересную афишу, включающую и бесплатные спектакли.


Белыми цаплями посещающими городские парки и скверы в Бразилии вообще мало кого удивишь.

После всей этой культурной программы, в 20:50 выезжаю в южном направлении автобусом компании Real Maia. Расстояние до города Палмас 1230 км, расчётное время в пути 22 часа.


День 55-й (27.07.2018)

Целая ночь и целый день в пути по легендарному шоссе BR-153 Transbrasiliana. На некоторых участках оно уже удвоено, ещё кое-где работы только начались, но в общем и целом путь был достаточно сложным.

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

И к автовокзалу города Палмас мы подъехали уже в темноте, с опозданием почти на два часа, частично из-за непомерно затянувшихся остановок для завтрака и для обеда в придорожных "портах". У меня уже были заказаны и простенький отель с ранним завтраком рядом с автовокзалом на южной окраине города, и двухдневная экскурсия в нацпарк Жалапао с выездом в 6:30 утра следующего дня, поэтому быстренько приземлился на отдых, не пытаясь с ходу посетить ещё и центр самой быстрорастущей из бразильских столиц. Только запасся автобусным билетом той же компании Real Maia на следующий участок, уже в восточном направлении, с выездом через 2,5 дня в 11:45, ограничив себя 3-мя ночёвками в Палмасе и Жалапао.


День 56-й (30.07.2018)

Первый день поездки по Жалапао был очень насыщенным. После полутора часов дороги от столицы штата начались остановки в живописных местах. Сначала несколько панорамных площадок, потом серия самых эффектных водопадов региона, а под занавес дня огромные дюны и наблюдение заката солнца с одной из них

(фотомонтаж из снимков с http://www.wgexpedicoesjalapao.com.br/index.php/fotos)

Уже в темноте группу разместили в одной из "поузад" городка Матейрос и накормили достойным ужином. Вообще всё очень достойно было организовано, включая водные процедуры среди жаркого дня и раздачу сухого пайка в самый подходящий для этого момент программы.


День 57-й (31.07.2018)

Второй день в Жалапао очень понравился. Кроме необычных деталей рельефа увидели множество чистейших речек и несколько впечатляющих родников.

(фотомонтаж из снимков с http://www.wgexpedicoesjalapao.com.br/index.php/fotos)

Так что было где и искупаться и порелаксировать. Но по серьёзному в Жалапао нужно ехать не на пару дней, а как минимум на 4-5, настолько это замечательный природный объект.

Вернулись в Палмас уже поздно вечером, и приземлился на этот раз поближе к центру и к знаменитому пляжу Грасиоза на реке Токантинс, с видом на многокилометровый мост.


День 58-й (01.08.2018)

Самая молодая и самая маленькая по населению из столиц бразильских штатов (пока ещё менее 300 тыс. жителей) по площади оказалась чуть ли не самой большой. Основана она была в 1989-м году, при выделении нынешнего штата Токантинс из тогдашнего суперштата Гояс, её инфраструктура задумана на вырост. Широченные проспекты и площади, огромные пространства зарезервированные под будущую застройку, экономический бум прилегающих территорий... Так что население растёт намного быстрее чем в других городах, и к пятидесятилетнему юбилею наверняка перевалит за миллион.

(фотомонтаж из снимков с Google Fotos)

Утром прошёлся по площадям и набережным, искупался в прозрачных водах огромной реки Токантинс. И покатил на такси из административного центра находящегося в северном секторе Палмас к автовокзалу на его южной окраине - больше десятка километров за 20 минут.

Около полудня уже выехал на автобусе с билетом до города Петролина в штате Пернамбуку. Но выйти из него планирую раньше - на севере штата Баия, т.е. в самом начале этой тарифной зоны. Это всё уже регион Северо-Восток, так что с Севером пора прощаться, и продолжение рассказа будет в новом выпуске.

Ну а на первой части этого автобусного маршрута мне пришлось снова проехать по краю Жалапао, да ещё и с остановкой в городке Матейрос. Так что явно поспешил с заказом той двухдневной экскурсии из Палмас: можно было сначала посмотреть столицу, потом ехать сюда, освоить Жалапао изнутри, а после этого двигаться дальше на восток - без лишней суеты. Но это была не критическая ошибка, просто недочётик такой. 

Конец 3-го этапа, продолжение: Виртуальная экспедиция по Бразилии: дни 59-92, регион СЕВЕРО-ВОСТОК

Комментариев нет: