суббота, 6 июля 2019 г.

Пешком или на велосипеде по Estrada Real - романтика "золотой эпохи"

Под термином "Estrada Real" или "Caminho Real" в Бразилии понимают сеть дорог проложенных и содержавшихся властями Португальской Империи для обеспечения добычи драгоценных металов и камней в тогдашней глубинке своей южноамериканской колонии и вывоза их оттуда. Эти пути были проложены начиная с середины 17-го века, и в те времена лишь на некоторых участках были дорогами в нынешнем понимании этого слова, на основной их протяжённости использовали не колёсный транспорт, а только вьючных животных.  Но эти караванные тропы более-менее охранялись и были хорошо размечены, а также обеспечены привалами обустроенными с оптимальными интервалами. Т.е. маршруты разбивались на отрезки размером в дневной переход, по типу почтовых станций во времена конной почты в России. Узловым пунктом всей этой сети стал главный центр золотодобычи: Оуру-Прету - Мариана, а общая её протяжённость превысила 1,6 тыс. км.

Нынешняя дорожная сеть региона выросла во много раз и количественно и качественно. На каких-то участках современные шоссе в точности повторяют караванные пути колониальных времён, на каких-то проходят рядышком, но прямее, а где-то расхождения уже более радикальные. Но в 21-м веке та самая классическая схема дорог снова становится популярной.



Продвижением этого брэнда с целью развития туризма в регионе занимается  Instituto Estrada Real - организация учреждённая в 1999-м году правительством штата Минас-Жерайс. Она не только снабжает всех желающих подробными картами этих интересных маршрутов, но и установила на автодорогах туристические указатели со своей эмблемой, а в населённых пунктах и других приметных местах ещё и каменные дорожные столбы в стиле ретро:



Отправную точку этой схемы найти легко: в Оуру-Прету сходятся все её разноцветные участки.

Первый и самый известный из них ведёт в порт Парати, его называют "Caminho Velho" ("Старый Путь") или "Caminho de Ouro" ("Золотой Путь"). На карте его представляет жёлтая дорожка внизу слева. В оригинале он тянется на 710 км, и караваны с золотыми слитками и драгоценными камнями проходили его месяца за два (навстречу им тоже везли от порта к старателям что-то нужное).

Тёмно-серый маршрут в верхней части карты - продление первого участка от Ору-Прету в севером направлении, до месторождений драгоценных камней  которые стали осваивать в начале 18-го века. Конечный пункт так и называется: Диамантина, протяжённость полностью проложенного к 1729-м году "Caminho dos Diamantes" ("Алмазный путь") составила 395 км, караваны проходили его примерно за месяц. В самом начале у него есть ещё и восточный вариант под названием "Caminho Sabarabuçu": длина 160 км, и на карте они отмечены самым тёмным цветом (кроме той части что повторяет начало "Старого пути").

Тёмно-оранжевый участок внизу справа это "Caminho Novo" ("Новый путь"). Он был проложен в качестве более короткой и безопасной альтернативы "Старому": прямиком на юг, в направлении порта Рио-де-Жанейро. В 18-м веке использовалась тропа длиной 515 км, это примерно полтора месяца караванного марша.

По нынешним асфальтированным автодорогам маршруты из Оуру-Прету на побережье стали не только быстрее, но и короче: до Парати (540 км) можно доехать без остановок за 9-10 часов, а до Рио-де-Жанейро примерно 400 км в основном двухполосных шоссе проходимы часов за шесть (уже проверено). А  по цепочке Ору-Прету - Мариана - Санта-Барбара - Серро - Диамантина гладкие дороги виляют больше, и растянут маршрут до 450 км (8 часов на машине без остановок). Эти сравнения наводит на мысль о том, что в наши дни только небольшая часть путей задействована под современные шоссе. И в самом деле, основная их часть сейчас пребывает в форме грунтовок местного значения, асфальтом покрыто триста с небольшим километров, а собственно тропами остаются только несколько десятков км. И исключения обоих типов тщательно перечисляются в общих презентациях каждого из маршрутов на сайте "Института королевской дороги":
http://institutoestradareal.com.br/roteiros/velho 
http://institutoestradareal.com.br/roteiros/diamantes
http://institutoestradareal.com.br/roteiros/novo

К этим презентациям прилагаются подробные описания каждого из участков, а их соответствено 27 + 18 + 18 = 63 в общей сложности. Там указаны участки подъемов и спусков, тенистые и открытые отрезки, примечательные места, наличие промежуточных отелей или кемпингов и пр. В зависимости от способа прохождения маршрута, он может быть разбит на большее или на меньшее число дневных сегментов, см. таблицу, с указанием также и долей по типу дорожного покрытия:



Но именно в конечных пунктах каждого из 63-х участков, нанесённых на эту подробную карту с указаниями всех расстояний между ними, можно получить отметки о их прохождения в своём "паспорте". Эти индивидуальные регистры пользователей маршрута Институт выдаёт всем желающим в своих семи основных конторах: Cocais, Diamantina, Glaura, Ouro Preto, Paraty, Petrópolis, Tiradentes (алфавитный список населённых пунктов их местонахождения).

Способы перемещения приведены в порядке нынешней популярности: находится больше желающих проехать эти маршруты на велосипеде, на втором месте по численности любители пеших походов. А вот автомобилисты всё-таки больше предпочитают отклоняться от исторического пути посильнее - вместе с асфальтом, хотя иногда организуются и тематические рейды на внедорожниках именно по историческому варианту. Что касается конного способа, то экпедиции всадников такого размаха это сейчас уже совсем редкость, любители данного жанра предпочитают более короткие и накатанные маршруты религиозного характера.

Поэтому сайт Института, ориентируясь в основном на велосипедистов и пешеходов, даёт также и высотные профили всех путей. Вот как он выглядит у "Пути Золота":



Этот маршрут легче проходить с севера на юг, аналогично выглядит и профиль его "новой" альтернативы. Считается что и "алмазный"  путь тоже легче проходить с севера на юг, т.е. от Диамантины к Оуру-Прету, хотя арифметически суммы положитеьных и отрицательных перепадов высот примерно равны.



Хотя особо высоких гор в Бразилии и нет, этот регион представляет из себя сплошные нагорья, с некоторыми более выраженными хребтами, так что ощутимый уклон есть почти на всем протяжении дорог, и перепады в сотни метров на десятке-другом километров пути это обычное дело.

Поскольку основная часть километража восставшей из забвения "Estrada Real" это всё-таки малоизвестные грунтовки, вот такие указатели там оказались очень кстати. Они установлены на расстоянии не более 2 км друг от друга, и на всех способных вызвать сомнения развилках.



На перекрёстках они стоят слева от той дороги по которой нужно следовать. Треугольная табличка в нижней части столба даёт его номер и точные координаты, а также информирует о ближайших населёных пунктах. Там даже умещаются и кое-какие исторические сведения. 

Самые примечательные пункты

"Caminho de Ouro" ("Золотой Путь")
Оуру-Прету - Конгоньяс - Тирадентис - Сан-Жуан-дел-Рэй - Кашамбу - Сан-Лоуренсу - Пасса-Куатру (Нацпарк Итатиайя) - Гуаратингета (Апаресида- Кунья - Парати
(В скобках указаны 2 дополнения требующие небольших отклонений) 

"Caminho dos Diamantes" ("Алмазный путь")
Оуру-Прету - Санта-Барбара- Нацпарк Серра-до-Сипо - исторический город Серро - Диамантина

"Caminho Novo" ("Новый путь")
Оуру-Прету - Мариана - Жуис-ди-Фора - Петрополис - Рио-де-Жанейро

P.S.
Мне уже доводилось проезжать асфальтовые версии всех трёх путей на автомобиле, причём "Путь золота" многократно, а с наибольшей частотой между Тирадентис и Парати. Но это всё было не в точности под флагом "Estrada Real", а с прицелом только на конкретные пункты из списков выше.  Кроме того один из участков (26-й из 27-ми, 45 км от Гуаратингета до Кунья и стоько же обратно) проезжал и на велосипеде, просто в виде покатушек. А большую часть последнего дважды проходил пешком (спуск 30 км от перевала в нацпарке Бокаина до Парати).  В ближайшие год-полтора хотелось бы снова проехать этот "старый", а также "алмазный" пути на машине, но уже с остановками ещё и в других интересных местах. Кроме того увлекли идеи велосипедного и пешеходного вариантов того же маршрута, буду вынашивать и их тоже.

Комментариев нет: